«Первый прыжок оставил чувство недосказанности»
— Женя, расскажи, как ты пришел в парашютный спорт?
— Благодаря яркому впечатлению из раннего детства. По телевизору показывали сюжет про парашютистов, про купольную акробатику, где на парашютах интересные фигуры выстраивают ― яркие, красивые и все в воздухе. Меня зацепила картинка, и периодически в голове стала всплывать мечта совершить прыжок. И вот в мае 2015 года, когда мне было 33, все удачно сложилось — было свободное время, желание и возможность. Я пришел в клуб, заполнил анкету, прошел обучение и в следующую субботу прыгнул.
На аэродроме уже после прыжка я познакомился с девушкой, которая в тот день тоже прыгала впервые. Разговорились, поделились впечатлениями, она предложила повторить. У нее был хитрый план — получить спортивный разряд по парашютному спорту. В то время за три самостоятельных прыжка присваивали третий разряд. Мы договорились, повторно прошли обучение и прыгнули снова. Но к моменту совершения третьего прыжка правила изменились и разряд от нас «уплыл». После этого решили стать парашютистами-спортсменами и понеслось.
— Какие были эмоции и впечатления после первых прыжков?
— Первый прыжок оставил чувство недосказанности. Я не понял, не прочувствовал все до конца. Страшно не было, просто волнительно, потому что в интернете много роликов посмотрел, обучение прошел, мне рассказали, как все должно быть. Ожидание и реальность немного не совпали, так как все произошло очень быстро, даже забыл, что надо считать, цифры вылетели из головы. Я тогда выдержал паузу и дернул кольцо. Второй прыжок оказался интереснее. У меня было время постоять на обрезе у открытой двери. Я смотрел по сторонам, готовился и ждал сигнала на отделение.
По программе подготовки сложность прыжков с каждым разом увеличивается. Соответственно, каждое новое задание — это новый прыжок. Конечно, волнуешься, думаешь, как правильно его выполнить. С повышением уровня меняются парашютные системы, отрабатываются элементы отделения от самолета — «на поток» или «на мотор». Время свободного падения увеличивается до 20 секунд, а высота прыжка с 800 метров вырастает до 2000. От простого к сложному. Перед каждым прыжком готовлюсь, настраиваюсь. Когда сажусь в самолет — уже полностью готов ко всему.
— Какими парашютными системами владеешь? Какие нравятся больше всего?
— В летном центре я уже прыгал со всеми имеющимися круглыми парашютами. Начинал с парашюта Д-6 серии 4, затем был «Юниор» — парашютная система, предназначенная для учебно-тренировочных прыжков и подготовки парашютистов начального обучения. С этим парашютом я уже отрабатывал спортивное отделение от самолета. Потом был «Дуб» — Д-1-5у. Сейчас совершаю прыжки с парашютом П1-У, он же «Кальмар». С ним осталось сделать еще несколько прыжков и можно будет переходить на «Крыло».
Из всех этих парашютов мне больше всего нравится «Кальмар». Он довольно быстрый, позволяет хорошо работать на точность, неплохо управляется по сравнению с другими круглыми парашютами.
Также я освоил укладку этих парашютов. Не сразу, конечно, получилось. Поначалу, когда увидел укладку самого простого десантного парашюта Д-6, показалось, что это что-то из области фантастики. Запомнить все эти моменты и последовательность было очень сложно. Постепенно разобрался. Сначала отрабатывается последовательность укладки, затем ― техника и скорость.
— Случались ли какие-то экстремальные ситуации, когда что-то шло не так?
— Один раз я не попал в аэродром, приземлился за его пределами, на вспаханное поле. Ветер поменялся во время выброски. Приземлился хорошо, поэтому это не экстремальная ситуация, а просто форс-мажор. Еще пару раз забывал расчековать запаску и приземлялся с двумя парашютами.
— В какое время года прыжки интереснее, живописнее, ощущения ярче?
— Интереснее всего прыгать летом. Зимой все однотонное: небо серое, земля бело-серая, нет контраста. А летом небо синее, трава зеленая, красиво, все хорошо просматривается. Осенью очень живописно, когда деревья желтые и красные, многообразием цветов и красок можно полюбоваться. Самые изумительные картины с середины мая до начала октября.
— Какой момент в прыжке самый завораживающий?
— Есть несколько моментов. Это отделение от самолета, когда ты просто шагаешь в пустоту, и, наверное, момент раскрытия парашюта, когда дергаешь кольцо. Момент ожидания — а что там у тебя за спиной, вышел или не вышел? Момент приземления не самый интересный, но очень ответственный. Самое главное — безопасно приземлиться. Пока ты находишься в воздухе, с тобой ничего не может произойти. А в момент приземления нужно все четко сделать, чтобы целым, здоровым и невредимым остаться.
— Как твоя семья и друзья относятся к твоему увлечению?
— Родители весьма сдержанно воспринимают мое хобби, говорят: «Попробовал раз, два, три ― и хватит». Друзьям интересно, многие приезжали посмотреть, слушали мои рассказы и, вдохновившись, тоже прыгали. Моя сестра старше меня на девять лет и первый самостоятельный прыжок совершила, когда ей было 43 года. Она прыгала зимой в снежок, когда было помягче. Зимой проще прыгать тем, кто боится приземляться, потому что снег до полуметра и приземление проходит мягко, практически не чувствуется, буквально как в пуховую перину садишься. Она прыгнула один раз, потом еще и еще. Сейчас у нее два самостоятельных и один прыжок в тандеме. Останавливаться не собирается.
— Есть ли у тебя другие хобби?
— Раньше увлекался военной археологией — поиском останков солдат на местах боев Великой Отечественной войны. Занимался этим в составе поискового отряда недалеко от Санкт-Петербурга, в Кировском районе. Мы искали бойцов, которые не были захоронены должным образом, по возможности устанавливали личность и проводили перезахоронение на установленных мемориалах. Весной 2015 года съездил в последний раз, потом прыгнул с парашютом, и в поиске возникла пауза.
— У тебя недавно был сотый, юбилейный прыжок. Насколько он для тебя знаковый?
— К сотому прыжку я очень интересно шел. В июне в одну из смен выезжали, но прыгнуть не удалось, потому что был сильный ветер, а у круглых парашютов есть ограничения по скорости ветра. На следующий прыжковый день также была плохая погода, снова не получилось прыгнуть. И только с третьего раза я совершил прыжок, причем прыгал не один, а в паре с более опытным парашютистом. Мы вместе выходили из самолета и отрабатывали упражнение: падали, держась за руки до определенной высоты, далее расходились и открывались. Это был интересный опыт.
Сейчас у меня 101 прыжок, из них два в тандеме, остальные ― самостоятельные. Теперь могу пройти подготовку по программе инструктора парашютно-десантной подготовки, сдать экзамены и учить «перворазников», а также перейти на парашюты типа «Крыло». Здесь все зависит от подготовки и настроя: у кого-то природный талант, а кому-то нужно целенаправленно идти и перебарывать себя. Чем позже начинаешь парашютным спортом заниматься, тем сложнее, потому что есть определенные страхи и установки, которые надо ломать. Те, кто помоложе, в силу отсутствия некоторого опыта, имеют меньше страхов, поэтому им все дается быстрее и легче. Всему свое время, я не тороплюсь, безопасность всегда на первом месте.
В среднем у меня получается 20–25 прыжков в год. Стараюсь приезжать на каждый прыжковый день.
— Кто из известных парашютистов тебе импонирует?
— Есть такой американский парашютист и бейсджампер Джеб Корлисс, он в костюме типа «Крыло» как белка-летяга прыгает с различных объектов. Вот это экстремал, есть к чему стремиться. Мне до такого еще прыгать и прыгать. Жутковато порой выглядит, но интересно, хочется попробовать.
Из российских парашютистов — Валерий Розов, профессионал мировой величины.
— Что для тебя значит День парашютиста? Чего пожелал бы коллегам?
— К празднику отношусь очень положительно. Именно 26 июля 1930 года наши парашютисты совершили первый массовый прыжок, и это стало точкой отсчета парашютного спорта в России. Не было бы этого дня ― кто знает, как бы развивались события. Знаковый для меня день, всегда стараюсь отметить его прыжком, побывать на аэродроме и поучаствовать в мероприятиях в честь праздника. С Днем парашютиста, коллеги! Желаю вам летной погоды, чистого неба, мягких приземлений, крепкого здоровья и денежек на прыжочки и прочие парашютные приятности!