Профессия обязывает быть романтиком


В газете «Курган и курганцы» опубликовано интервью с летчицей «Логовушки» Анной Кокиной. В пятнадцать лет Анна впервые села за штурвал самолёта и по-настоящему влюбилась в небо.

Девушка за штурвалом самолёта — явление редкое, а в провинции — почти единичное. Одна из таких удивительных девушек — лётчица лётного центра «Логовушка» Анна Кокина.

Анна — командир шести типов воздушных судов малой авиации: вот уже двенадцать лет поднимает в небо железных птиц. В нашем интервью она рассказала, как пришла в малую авиацию и чем привлекает работа летчика.

— Анна, авиация — это мечта детства? Почему вы выбрали эту профессию?

— Это не было детской мечтой, как у многих. Скорее, стечение обстоятельств. Я училась в кадетской школе, где занималась спортом наравне с парнями. Тогда я увлекалась лыжным спортом и даже брала призовые места на областных соревнованиях. Строевая подготовка, стрельба, выполнение спортивных нормативов занимали почти все свободное время.

Однажды учитель ОБЖ Сергей Олегович Тарабрин для интереса предложил мне прыгнуть с парашютом. Родители всегда поддерживали меня во всех начинаниях и не были против прыжков: переживали, конечно, но страха не показывали.

После прыжка с парашютом меня переполняли эмоции: вновь хотелось подняться в небо. Заметив это, Сергей Олегович сказал, что можно попробовать полетать на самолете. В тот год в Курганском авиаспортклубе как раз был набор спортсменов-летчиков, и меня охотно взяли. Начались теоретические занятия по аэродинамике, метеорологии, конструкции самолета и другим дисциплинам.

— Помните свой первый самостоятельный взлёт?

— Конечно, такое не забывается. После прохождения курса теории, примерно через три месяца, мы приступили к полетам на Як-52, спортивном двухместном самолете, предназначенном для обучения. Когда мой инструктор понял, что я получила необходимые навыки и готова психологически, меня выпустили самостоятельно лететь по кругу. 

Помню, что выполнила взлет и тут же подумала: «Взлететь — взлетела. Теперь нужно выполнить посадку».

Первый полет по кругу прошел хорошо. Второй круг, обязательный для первого самостоятельного вылета, дался более уверенно. Посадка прошла удачно. Когда мы отработали полет, началось обучение фигурам простого, сложного и высшего пилотажа.

— Анна, вы участвовали в соревнованиях по лётному спорту. Расскажите об этом.

— Это было в 2008 году в Екатеринбурге, я участвовала в третьей лиге в смешанном зачете на чемпионате Уральского федерального округа по летному спорту. Я взяла бронзу. Очень обрадовалась, так как первые два места заняли мужчины. Среди женщин я была первая в своей лиге.

Фигуры, которые выполняют спортсмены на соревнованиях, требуют усиленной подготовки. Представьте квадрат километр на километр, по периметру — линейные судьи, которые смотрят, чтобы летчик не вылетел за его пределы. В этом квадрате в строго определенном диапазоне высот выполняется комплекс фигур.

Например, «бочка» в горизонте. Самолет летит на определенной высоте, затем делает вращение вокруг своей оси с равномерной скоростью и без потери высоты. При выводе — четкая остановка вращения без покачиваний крылом и ухода по направлению. Причем отрезки до «бочки» и после должны быть абсолютно одинаковыми по длине. Кто точнее и лучше сделает работу, тот и выиграл. Фигуры пилотажа в небе занимают считанные секунды, а тренируют их на земле часами.

— Как развивалась ваша карьера?

— Я окончила Курганскую государственную сельскохозяйственную академию: по первому образованию зооинженер, по второму — инженер по технике пожарной безопасности. Но меня всегда тянуло в небо, и «земные» специальности я оставила в прошлом.

Уже пять лет работаю методистом по лётной подготовке и лётчиком в «Логовушке». Летаю круглый год и параллельно занимаюсь аналитической работой: изучаю информацию по безопасности полётов. Также работаю с лётным составом: подготавливаю графики и расписания обучения коллег.

— Чем вас привлекает работа лётчика?

— С высоты птичьего полета летчик наблюдает удивительную красоту природы. Самый красивый сезон — ранняя осень, когда начинает сходить листва и земля переливается разноцветными красками. Словами не описать, это надо видеть!

— Есть мнение, что немногие девушки способны хорошо управлять техникой. Как люди относятся к тому, что пилотировать самолет будет представительница прекрасного пола?

— В основном с интересом. Мой налёт — более чем 800 часов, в том числе налёт на пилотаж. Такой профессиональный опыт позволяет мне чувствовать себя спокойно за штурвалом самолета.

Когда незнакомым людям говорю о своей профессии, многие просто не верят. В нашем коллективе около двадцати летчиков, и все, кроме меня, мужчины. Но среди них я чувствую себя комфортно. Думаю, они давно считают меня своей.

Мои знакомые часто сравнивают управление самолетом с вождением автомобиля. Общее, на мой взгляд, у них одно — действуй четко и без эмоций, и все будет хорошо! Я дружу с техникой, и даже автомобиль у меня с механической коробкой передач — люблю чувствовать машину. Кстати, самолетами я управляю на несколько лет дольше, чем автомобилем.

— О чем мечтаете сейчас?

— Я хочу просто продолжать летать. Будет это малая авиация или что-то большее — неважно. Летчики — романтики по определению, так велит профессия. Чувство свободы в полной мере я ощущаю только в небе.

Мне нравится цитата из книги Юрия Агафонова «Рожденные летать»: «Летчик — это призвание, образ жизни, судьба, потому что шагнувший однажды в небо навсегда становится его пленником». Она все объясняет.

Кристина Черепанова, «Курган и курганцы», 20.05.2016

Присоединяйтесь к нашей группе