Три точки мастерства


К юбилею Курганского авиаспортклуба в газете «Курган и курганцы» опубликован рассказ выпускника «Логовушки» летчика Владимира Юкова о первом полете.

Владимир Михайлович пришел в Курганский авиаспортклуб в 1951 году. Обучение летному делу проходило на легендарном самолете По-2, который появился здесь одним из первых. Инструктором молодого летчика был пилот-фронтовик Петр Дудкин. В сентябре 1952 года Владимир Михайлович успешно сдал экзамен и получил удостоверение пилота с оценкой «отлично». Удостоверение подписал первый начальник аэроспортклуба, боевой пилот полковник Ковшиков, который сразу отметил способности начинающего летчика, когда он совершил первый полет. Владимир Михайлович признался, что этот полет он не забудет никогда.

— В моей жизни было много полетов, к ним привыкаешь и особой памяти о каждом нет. Однако первый полет на По-2 запомнился мне особенно. Это было в августе 1952 года. Полеты подходили к концу, как вдруг резко изменились погода и направление ветра. Надо было переносить старт. Начальник авиаспортклуба полковник Ковшиков запретил выпуск самолетов в воздух. А меня уже не вернешь: я был в полете и посадку делал последним из всех летавших в этот день. Был я еще желторотый, поэтому полковник за меня сильно переживал.

Скорость ветра сильно увеличилась, направление изменилось, он стал резко порывистым, была опасность зацепиться колесами за телеграфные провода. Расчет на посадку надо было делать очень точно или лучше с небольшим перелетом. Радиосвязи руководителя полетов с моим самолетом не было, и подсказать полковник мне ничего не мог.

В таких условиях я должен был посадить свой легонький, как пушок, двукрылый перкалевый По-2.

Мне пришлось приближаться к полосе с большим креном, почти 40 градусов. Перед самой землей, когда уже возникла опасность черкануть землю нижней плоскостью, я одним движением рулей управления устранил эту опасность, коснулся колесами земли тремя точками, и самолет покатился по аэродрому, быстро теряя скорость.

После посадки я услышал, как грозный полковник громко прокричал в рупор на весь аэродром: «Юкова на машину, а остальным на стоянку пешкодралом топать!». Я сделал все, как приказал командир, а на следующий день спросил у инструктора, почему полковник меня выделил. Он ответил, что посадку я совершил отлично.

Посадка на три точки считалась показателем мастерства для самолетов с хвостовой опорой из-за более низких скоростей захода на посадку и более короткого пробега.

Владимир Михайлович гордится тем, что учился летному делу в Курганском авиаспортклубе у пилотов-фронтовиков, которые участвовали в воздушных боях во время Великой Отечественной войны. Кроме По-2 он пилотировал самолеты Як-18, Ту-2 и Ил-28.

Выпускник поздравил родную «Логовушку» теплыми словами:

— Я желаю руководству летного центра «Логовушка» работоспособности, здоровья и отличных успехов в подготовке молодого поколения защитников нашего Отечества. Чтобы молодые орлята, вылетая из авиационного гнезда, так же, как и мы, старшее поколение, рвались в бой, если придется защищать Родину.

«Курган и курганцы», 26.09.2015

Присоединяйтесь к нашей группе